Операция «Изотоп», проведенная израильским спецназом «Сайярет Маткаль» («Сайярет миткал»)9 мая 1972 года в аэропорту Тель-Авива, стала своего рода классической и является образцом при проведении операций по освобождению захваченных террористами самолетов. Также эта операция вошла в историю как первое удачное освобождение самолёта с пассажирами на борту, захваченного террористами.
8 мая 1972 года, в 17:30, четырьмя палестинскими террористами из организации «Черный сентябрь» был захвачен самолет «Боинг-707» бельгийской авиакомпании «Сабенна», который следовал рейсом Брюссель — Тель-Авив.
Boeing 707-329 борт OO-SJG |
Террористы – двое мужчин и две женщины – по поддельным документам прошли на борт самолета, спрятав на теле пистолеты, гранаты и пояса со взрывчаткой. На борту этого самолета находилось 99 пассажиров и 10 членов экипажа. Командовал палестинскими террористами Али Taxa Абу-Санайна, до этого дважды (в июле 1968 и феврале 1972 года) захватывавший самолеты израильской компании «Эль-Ал» и германской «Люфтганза».
Ворвавшись в кабину пилотов, Абу-Санайна потребовал от экипажа объявить пассажирам о захвате самолета и лететь в тель-авивский аэропорт Лод в соответствии с расписанием.
Командир «Боинга» Реджинальд Луи выполнил требование террористов, однако его сообщение было услышано не только в салоне самолета, но и в диспетчерской аэропорта Лод.
Сведения о захвате самолета были незамедлительно переданы министру обороны Моше Даяну, который тотчас вылетел в аэропорт Лод. Через некоторое время туда же прибыли начальник Генерального штаба Давид Элазар, министр транспорта Шимон Перес, командующий ВВС Мордехай Ход, начальник «Аман» Аарон Ярив и командующий Центральным военным округом Узи Даян.
Под их руководством была осуществлена операция «Изотоп», которая была специально разработана на случай терактов в аэропорту Лод.
Когда захваченный террористами «Боинг» приземлился, Абу-Санайна объявил в микрофон, что самолет заминирован и зачитал свои требования: в обмен на освобождение заложников израильтяне должны были выпустить из тюрем триста семнадцать боевиков «Аль-ФАТХ».
Чтобы подготовиться к штурму самолета, израильяне, не собиравшиеся выполнять требования террористов, пытались затянуть переговоры. К 22:30 у них получилось уговорить Абу-Санайну выпустить из самолета командира и бортинженера вроде бы для проверки исправности механизмов и получить от них сведения о числе террористов, их вооружении, местонахождении и размещении пассажиров. Наряду с тем, были опорожнены баки с горючим и сняты крепления с переднего колеса, что делало взлет самолета невыполнимым.
Моше Даян предложил спецназовцам переодеться в белые комбинезоны механиков. Созданные неисправности требовали и, самое главное, полностью оправдывали вмешательство специалистов.
В то же время группа из 15 бойцов «Сайярет Маткаль» под командованием майора Эхуда Барака — будущего премьер-министра Израиля — отрабатывала захват «Боинга» на другом подобном самолете, стоявшем в закрытом ангаре на другом конце аэродрома.
К 16:00 9 мая 1972 года все было готово для освобождения заложников.
И уже в 16:24 спецназовцы взломали аварийный люк и ворвались в салон. Первым был убит террорист Абдель аль-Атраш, который попытался выхватить пистолет.
В это же время проникшими через основной люк спецназовцами во главе с Узи Даяном были скручены еще две террористки — Римма Тануса и Тарасу Халасу. Что же касается Абу-Санайна, то он попробовал спрятаться в сортире, где и был изрешечен пулями.
Вся операция «Изотоп» продолжалась 1 минуту 30 секунд.
Спецназовцы «Сайярет Маткаль» израсходовали 50 патронов, тогда как террористы ни одного.
Эхуд Барак наблюдает за выводом заложников из освобождённого самолёта «Сабена 572». |
Стоит, конечно же, констатировать и факт, что не обошлось без жертв среди пассажиров — во время штурма был убит 55-летний турист из ФРГ Манфред Кордовски и ранены еще двое пассажиров.
Получил ранение в результате случайного выстрела одного из спецназовцев и 24-летний спецназовец Биньямин Нетаньяху, будущий премьер-министр Израиля. Интересно заметить, что еще одним спецназовцем «Сайярет Маткаль», принимавшим участие в штурме самолета был Дани Ятом, будущий директор спецслужбы «Моссад».