Великобритания

Название:

Великобритания

Официальное название:

Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии (The United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland)

Статус:

существует

Дата создания:

1922

Дата упразднения:

Существует легенда, что британская спецслужба, созданная сэром Фрэнсисом Уолсингэмом во время правления королевы Елизаветы I, внесла свой посильный вклад в победу британцев над «Непобедимой Армадой» испанцев возле берегов Ирландии в 1588 году. Однако, легенда так и остается красивой легендой – на самом деле разведывательные службы Великобритании были созданы триста лет спустя…
За всю историю в Великобритании — крупнейшей империи в мировой истории, существовало большое количество специальных служб.
В 1855 году подполковник Том Джервис создает небольшую спецслужбу – Отдел топографии и статистики, за основу которой берет военную разведку Наполеона III. Этот разведывательный орган, включавший в свой штат двадцать сотрудников, собирал карты и всевозможную информацию об иностранных армиях.
В 1873 году в Британии наконец-то создают собственную разведслужбу, которой сначала руководил генерал-майор сэр Патрик Макдайгэл, а с 1895 года – генерал-лейтенант Генри Брэкенбери. В начале ХХ века, когда началась англо-бурская война, Брэкенбери сменяет генерал-майор Джон Ардаф. Однако, из-за большого количества неудач эта разведывательная служба была упразднена.
В 1907 году комитет обороны Британской империи проводит большую реорганизацию, а 24 июля 1909 года по рекомендации секретаря комитета обороны Чарльза Отли и его помощника Мориса Хэнки создается новая разведслужба. В ее задачи входило проведение специальных операций, которые были запрещены классической военной разведке. Состояла эта новая спецслужба из двух отделов:
— внутренней безопасности – МО-5,
— внешней разведки – МИ(к).
Отдел контрразведки, МО-5 (в наши дни МИ-5), попадает в подчинение сэру Вернону Келлу, армейскому офицеру, который будет руководить ею в течение тридцати лет.
Капитан Мансфилд Кемминг, ставший в 1911 году руководителем   внешней разведки, названной МИ(к), руководил ею много лет, вплоть до того, как она стала МИ-6.
В 1912 году координатором разведслужб Британской империи становится сэр Морис Хэнки.
Что интересно, деятельность разведывательных служб в ХХ веке не регламентировалась законами, а их существование не признавалось правительством.
Это означало, что не существовало официальных разведывательных документов, которые могли бы изучать историки, — очевидно, правительственные департаменты не могли выпускать такие документы, если сами департаменты официально не существовали. Поэтому любые упоминания о разведке были тихо и аккуратно исключены из учебников истории.
Однако в конце 1980-х годов правительство Великобритании наконец перестало отрицать существование своих разведслужб и впервые придало им законную основу — МИ-5 в 1989 году и SIS и GCHQ в 1994 году.
Разведывательные службы Великобритании за последние годы наконец вышли из исторического небытия и признали, что у них на самом деле есть прошлое…
Примерно современную структуру спецслужбы Великобритании приобрели в начале ХХ века. Их общим предшественником стало созданное еще в 1873 году первое формальное и централизованное Разведывательное отделение военного министерства. 15 лет спустя оно было преобразовано в Директорат военной разведки (ДМИ).
Но при всем при том выполнение специальных задач, то есть ведение агентурно-оперативной работы, в первую очередь в интересах контрразведки, поручалось не ему, а Особой секции военного министерства («X»).
Немного неожиданным является тот факт, что в Великобритании, традиционно океанской державе, моряки в этом процессе не лидировали. Разведка Адмиралтейства формально возникла позже, только в декабре 1882 года, хотя первые предложения о создании ответственной за нее централизованной структуры высказывались еще в 1879 году.
Британские военные разведчики определились с формулированием основополагающих принципов секретной службы, базировавшихся на ряде имевших долговременное значение постулатов. Прежде всего, отсутствие у метрополии сухопутных границ исключало необходимость содержать целую армию агентов пограничной разведки.
Далее, характерное для Лондона стремление избежать дипломатических проблем и «сохранить лицо» в случае провала диктовало обязательное применение принципа «третьей страны». Это значило полный и недвусмысленный запрет работы против страны пребывания разведчика, что в критической ситуации позволяло получить не столь острую реакцию ее официальных органов, а нередко и вообще избежать огласки инцидента.
Третий из постулатов велел в мирное время содержать возможно более компактный агентурный и кадровый аппарат разведки, с одновременным принятием действенных мер для его мобилизационного развертывания в случае войны или даже ее угрозы.
Англичане разделяли агентов и оперативный персонал разведки на ряд категорий, основными из которых считались «наблюдатели», «перевозчики» и «сборщики».
Первые из них были классическими агентами в обычном понимании, вторые включали не только курьеров, но и всех, задействованных в обеспечении доставки собранной «наблюдателями» информации к «сборщикам». Последние являлись основной фигурой в системе разведки и всегда были кадровыми офицерами армии. Они отвечали за поддержание связи с агентами и сбор разведывательной информации, занимались первичной оценкой ее достоверности,
обработкой и сопоставлением с данными, полученными из других источников, включая открытые.
«Сборщики» базировались в третьих странах, отвечали за вербовку основной и вспомогательной агентуры, за проведение всех разведывательных операций в своей зоне ответственности и более всего соответствовали современному понятию резидента.
Что касается политической разведки, то дипломатическое ведомство не имело тогда собственного структурно оформленного разведывательного органа и ограничивалось регулярными опросами совершавших зарубежные поездки англичан, прежде всего бизнесменов. Нельзя сказать, что в Форин офис не отдавали себе отчета в уязвимости и слабости такой системы, однако все робкие попытки в этом направлении блокировались опасением упустить важную информацию в процессе отвлечения сил на длительный процесс создания комплексной системы политической и экономической разведки.
Чрезвычайно отрицательную роль в организации политической разведки сыграли британские послы, которые практически единодушно категорически отказывались связываться с «особыми операциями». Поэтому органы политической разведки на первой стадии своего существования были неотъемлемым элементом военных структур, а на плечи британской армии легла дополнительная задача реорганизации своей секретной службы в целях обеспечения руководства государства политической и экономической разведывательной информацией.
Затем были проведены многочисленные реорганизации уже имевшихся спецслужб, а также созданы многие новые.
Джон Ле Карре в своей книге «Достопочтенный школяр» так характеризует британские спецслужбы:
«В тяжелые времена Великобритания склонна больше — не меньше — полагаться на шпионов. Вся история ее империи побуждала делать это.
Чем больше сокращаются ее торговые пути, тем больше тайных усилий она прилагает к тому, чтобы защитить их.
Чем больше ослабевает ее колониальная хватка, тем отчаяннее ее подрывная деятельность, направленная против тех, кто стремится ее ослабить.»
Сегодня рядовые англичане рассматривают свои спецслужбы как надежных гарантов внутренней безопасности страны.

Источники информации:

1. Колдер Уолтон «Британская разведка во времена холодной войны. Секретные операции МИ-5 и МИ-6»
2. Ландер «Негласные войны. История специальных служб 1919-1945»
3. Фалиго, Коффер «Всемирная история разведывательных служб»
4. сайт Википедия