Ликвидация ООО начинается с момента вынесения решения о прекращении деятельности на общем собрании участников общества. Ликвидировать компанию можно несколькими основными способами. Рассмотрим два варианта ликвидации: официальный и альтернативный.
Официальная ликвидация
Производится по инициативе участников на основании норм закона об обществах с ограниченной ответственностью. Контроль над ликвидационным процессом осуществляет ликвидационная комиссия или ликвидатор. Все документы подаются в налоговую, найти ближайшую налоговую с контактными данными можно в справочнике на сайте nalogovay.ru.
Плюсы: процедура на сто процентов проводится в рамках законодательного поля. С момента исключения компании из единого государственного реестра прекращается действие всех обязательств.
После закрытия фирмы налоговые платежи, долги перед кредиторами теряют свою актуальность и списываются как безнадежная задолженность. Официальная ликвидация идеально подходит для фирм с нулевыми показателями деятельности. Такой вариант означает окончательное прекращение прав и обязанностей участников по отношению к закрываемому бизнесу.
Способ не предполагает наличия правопреемников по обязательствам фирмы. Грамотная подготовка к закрытию ООО может сопровождаться предварительной продажей имущества. Но увлекаться этой идеей не стоит. При сборе налоговой службой достаточных доказательств наличия умысла сделки по реализации объектов могут быть признаны ничтожными.
Минусы: процедура превращается в длительное мероприятие. При официальной ликвидации контрольными органами может проводиться выездная проверка. В ходе проверки исследуются документы, служащие основанием для уплаты налогов за последние 3 года. Проверка может быть комплексной (охватывать все налоги) или тематической (один налог).
Необходимо полностью погасить долги перед Пенсионным фондом. Без справки об отсутствии задолженности по страховым взносам налоговая служба вносить изменения в ЕГРЮЛ не будет.
Альтернативная ликвидация
Ее смысл заключается в замене генерального директора и одного или нескольких учредителей.
Плюсы: за относительно короткий срок (не более месяца) можно избавиться от старого бизнеса. Оформление документов потребует небольшой суммы расходов. Как правило, не более 30 тысяч рублей. При альтернативной ликвидации не предусмотрено проведение обязательных налоговых проверок.
Минусы: фирма продолжает свое существование с новыми владельцами, что не отменяет ответственности старых участников за результаты предпринимательской деятельности в предшествующие периоды.
Долги фирмы могут взыскиваться с бывших участников в течение срока исковой давности. В России он составляет три года. При наличии задолженности перед бюджетом или кредиторами от такого способа лучше отказаться. В случае если фирма реально продается новым участникам, потребуется нотариальное оформление сделки, что повлечет за собой дополнительные расходы.