Зафронтовой агент «Раевский»

зафронтовой агент Козлов
Козлов А.И. в форме старшего лейтенанта Красной Армии, 1942-1943 годы.

Командир взвода лейтенант Александр Иванович Козлов принимал участие в тяжелейших боях под Вязьмой осенью 1941 года.
Когда дивизия вместе с другими соединениями Западного фронта попала во вражеский котёл, он с группой бойцов и командиров не раз предпринимал попытки вырваться из окружения.
После того как стало ясно, что это невыполнимо, он принял решение начать партизанскую борьбу во вражеском тылу.
В январе 1942 года небольшой отряд под командованием Козлова влился в более крупное партизанское формирование «Дедушка». После упорных кровопролитных боёв он с двенадцатью партизанами направился в Кучеровские леса, но по пути 23 июня 1942 года попал в засаду. Карателям удалось разоружить и захватить группу.
В  плену, Козлов был помещён в лагерь военнопленных в городе Вязьме, где через несколько дней офицер абвера сделал ему предложение стать агентом немецкой военной разведки с предварительным обучением в специальной школе.
Козлов согласился, приняв решение в случае заброски его в советский тыл явиться в органы НКВД с повинной.
Разведшкола, подчинявшаяся абверкоманде-1Б (с июля 1943 года стала именоваться абверкомандой-103) при группе армий «Центр» (радиопозывной «Сатурн»), размещалась в посёлке Катынь недалеко от Смоленска и готовила агентов-разведчиков и радистов.
В этой школе с августа 1942 года Козлов стал обучаться на радиста и в течение десяти месяцев изучал основы радиодела, слушал лекции о методах сбора сведений о Красной армии.
21 июня 1943 года его экипировали в форму капитана Красной армии, снабдили документами прикрытия на фамилию «Раевский» — помощника начальника штаба 49-го гвардейского стрелкового полка 16-й гвардейской стрелковой дивизии — и десантировали в Тульской области.
Согласно подготовленной легенде «Раевский» командировался в Москву для получения пополнения в миномётные части дивизии.
Перед Козловым как агентом-курьером была поставлена определенная задача — после приземления добраться до подмосковной деревни Малаховка, где необходимо связаться с проживающим там немецким агентом, передать ему питание для радиостанции, деньги и бланки документов.
После этого в 10-дневный срок ему необходимо было вернуться в Центр.
Тем не менее, задание немецкой разведки он исполнять не стал, а сразу же после приземления добровольно явился в отдел контрразведки Смерш стрелковой дивизии и вскоре был доставлен в Москву на Лубянку в Главное управление контрразведки Смерш НКО СССР.
Там ему было предложено вернуться на немецкую сторону со специальным заданием советской контрразведки, с чем он согласился без колебаний.
Новому зафронтовому агенту были поставлены следующие задачи:
— внедриться в разведшколу и изучать её административно-преподавательский состав;
— собирать данные об абверкоманде-103, в подчинении которой находилась школа, подробные данные о личном составе учащихся школы, их прошлом, родственниках и связях;
— выявлять лиц из числа агентов немецкой разведки, которые ранее уже были заброшены в советский тыл, и об их агентурной деятельности;
— по возможности склонять учащихся разведшколы для использования в интересах советской контрразведки.
Козлову была поставлена задача оставаться в разведшколе до последнего дня её существования, а в случае риска разоблачения уйти в партизанский отряд.
17 июля 1943 года Козлов благополучно перешёл через линию фронта и тут же был возвращён в абверкоманду-103, где доложил о выполнении задания.
В начале августа 1943 года его перевели в Борисов, куда из Катыни переехала разведшкола. Здесь ему было присвоено звание капитана РОА и предложена должность преподавателя по подготовке агентуры.
В январе 1944 года Козлов получил повышение по службе: он был назначен начальником учебной части разведывательной школы. Теперь в его обязанности входили организация и планирование занятий обучавшейся в школе агентуры.
В его подчинении находились четыре преподавателя, но изредка он тоже читал лекции.
Степень доверия к Козлову со стороны руководства разведшколы была настолько высока, что несколько раз он выезжал в лагеря РОА для проведения вербовочных мероприятий.
В его обязанности также входила подготовка списков и характеристик на кандидатов для использования за линией фронта. За «безупречную службу» Козлов был награжден двумя бронзовыми и двумя серебряными медалями, а также военным крестом «За заслуги».
В сентябре 1943 года разведшкола переехала из Борисова в Восточную Пруссию и из-за удаленности от линии фронта установить связь с советской контрразведкой Козлову не удалось. В создавшейся ситуации Александр Иванович принял единственно правильное решение — склонять подготовленных вражеских агентов к сотрудничеству в пользу советской контрразведки.
Это, конечно, был огромный риск. Из-за того, что срок обучения в разедшколе составлял от одного до четырёх месяцев, скрупулезно изучить кандидата за столь короткий период было не просто.
Однако Козлов рисковал и склонил к переходу на советскую сторону пятерых курсантов школы.
При выполнении полученных от советской контрразведки заданий Козлов активно проводил работу по компрометации и отчислению из школы наиболее преданных фашистам курсантов.
Пользуясь своим положением, он как начальник учебной части мог
отсеивать неуспевающих и неспособных. Списки таких, в число которых им включались и ярые нацистские пособники, он подавал начальнику школы, и тот, как правило, их утверждал.
После этого всех отсеянных возвращали в лагеря военнопленных.
В самом конце войны разведшкола, была перебазирована из Восточной Пруссии в глубь Германии, в городок Бисмарк.
В апреле 1945 года сюда вошли американские войска и часть личного состава школы, в том числе и Козлов, оказалась в плену. После того, как он заявил американцам, что является советским разведчиком, его передали советской стороне.
Вновь оказавшись на Лубянке, в беседах с оперативниками ГУКР Смерш о проделанной им работе в тылу врага он назвал в общей сложности около 80 человек официальных сотрудников абверкоманды-103 и её разведшколы, а также агентов немецкой разведки из числа бывших советских военнопленных, обучавшихся в школе, сообщил их подробные характеристики и особые приметы.

Источники информации:

1. Матвеев «Наши люди в абвере»





Поделитесь статьей

Оцените статью

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Случайные записи: